Впоследние
годы можно заметить рост уровня профессиональных качеств ветеринарных
врачей при обслуживании мелких домашних животных (собак и котов). Этот
рост происходит с одной стороны за счет повышения внимания со стороны
владельцев к здоровью домашних животных. А с другой, у ветеринарных
врачей появилась возможность предоставлять услуги высокого качества за
счет прогрессивных достижений в области диагностической аппаратуры,
препаратов для лечения животных, а также препаратов для профилактики
заболеваний домашних питомцев.
Сегодня сами владельцы животных понимают важность повышения сопротивляемости организма животных неблагоприятным факторам
внешней среды, усилению реактивности в
борьбе с инфекционными и инвазионными заболеваниями.
В свою очередь витамины, в отличие от других групп лекарственных препаратов, являются
природными регуляторами процессов тканевого метаболизма.
Потребность животного в витаминах зависит от множества факторов: возраста и состояния животного, уровня физических нагрузок,
вида кормления, сезона и т.д.
Витамины для животных владелец животного может купить в ветеринарной клинике, зоомагазине или зоокиоске. Как правило, решение
о покупке владелец животного принимает сам.
Поэтому важно, чтобы продукт, который мы
предлагаем покупателю, гармонировал с его
запросами и нуждами, удовлетворял каждую
отдельную категорию покупателей, учитывая их
предпочтения.
Для этого постараемся провести анализ состава реальных покупателей и их мотивации при
приобретении витаминных препаратов для животных.
Начнем с самого простого и составим социально-демографический портрет покупателя
витаминных препаратов для животных.
Среди покупателей преобладают женщины. Превалируют люди возраста от 21
до 45 лет. В связи с тем, что постоянно кормить своих питомцев
качественными коммерческими кормами могут позволить себе люди
обеспеченные, большую часть покупателей витаминов для животных
составляют люди с невысокими доходами. Важность кормления и витаминных
препаратов для животных в большей степени сознают люди, имеющие высокий
уровень образованности.
В ходе исследований выявлено, что витаминные препараты для животных
чаще всего покупают с целью профилактики, и лишь каждый десятый
покупатель – в качестве средства комплексного лечения определенного
вида заболевания.
Сегментация покупателей
витаминных препаратов для животных |
Признаки сегментации |
Покупатели витаминов для животных |
пол |
женщины 64%
мужчины 36 % |
возраст |
до 20 лет 5 %
21-30 лет 35%
31-45 лет 42 %
46-60 лет 18 % |
образование |
высшее 47 %
неполное высшее 35 %
сред. спец. 10 %
среднее 8 % |
уровень доходов |
с низкими доходами 56 %
со средними доходами 33 %
с высокими доходами 11 % |
социальный статус |
служащие 49%
пенсионеры 33%
студенты 6%
предприниматели 4%
безработные 8% |
Приведу мнение
сотрудницы одной из
ветеринарных аптек: "Я работаю в ветеринарной аптеке и уже
устала удивляться тому, как странно многие люди относятся к
витаминам для животных, в частности,
для котов. Покупают
их, иногда невзирая
ни на возраст, ни на
здоровье, ни на тип
кормления, иной раз сразу по нескольку пачек разных видов и дают все кучей, просто потому что "котик
их так любит". Очень многие покупают витамины "для профилактики" и сами не
знают, что собираются профилактировать, в общем не относятся к ним, как к
лекарственному препарату, от которого
может быть не только польза, но и вред..."
В качестве факторов, влияющих на
выбор витаминных препаратов для животных, были выделены:
- рекомендации ветеринарного врача;
- рекомендации заводчика;
- рекомендации продавца зоомагазина
или ветеринарной аптеки;
- рекомендации друзей, знакомых;
- реклама в средствах массовой информации (специализированные журналы);
- другое (аннотации на витаминные
препараты, специализированные справочники, другая литература и т.д.).
Влияние на принятие решения о покупке
- рекомендации ветеринарного врача
- рекомендации заводчика, друзей, знакомых
- рекомендации продавца зоомагазина
- самостоятельно
При
этом около половины покупателей принимают решение о покупке
самостоятельно, остальные осуществляют покупку по рекомендации
ветеринарного врача, заводчика или продавца зоомагазина (ветеринарной
аптеки).
Что касается частоты покупок витаминов для животных, то следует
отметить, что чрезмерная популяризация витаминов, и в то же время
недостаток информации о последствиях их злоупотребления, приводят к
тому, что больше четверти потребителей, не имеют представления о
передозировке и покупают поливитаминные средства достаточно часто, то
есть ежемесячно. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности
упоминания в рекламе об особенностях и мерах предосторожности при
приеме витаминных средств.
Частота покупок витаминов для животных
- 1 раз в месяц
- 1 раз в 2-3 месяца
- менее 1 раза в 3 месяца
Покупатели витаминов для животных
при принятии решения о покупке наряду
с составом и свойствами продукта оценивают комплексную информацию о витаминах, как лекарственном средстве с
точки зрения представлений об идеальном товаре. Постараемся оценить степень влияния отдельных характеристик
витаминных препаратов.
Цена наряду с основными свойствами (эффективностью и безопасностью)
является одним из наиболее важных факторов, влияющих на выбор
покупателя витаминов. При этом мнения потребителей разделились: одна
часть респондентов (более половины) рассматривает цену как показатель
эффективности, комплексности и качества витаминных средств; другая –
учитывает цену как решающий фактор при совершении покупок только
потому, что вынуждена экономить денежные средства.
Распределение степени важности для покупателей отдельных параметров витаминов для животных
- эффективность
- безопасность
- цена
- состав (комплектность)
- вид лекарственной формы
- производитель
- тип упаковки
- известность
- внешнее оформление
- количество в упаковке
Следующим критерием выбора по степени
важности является состав (или комплексность)
витаминного средства. При покупке поливитаминных препаратов предпочтение отдавалось
поливитаминам с минералами (62%), чаще зарубежного производства. Почти в два раза
меньше покупают простые поливитаминные
комплексы (34%).
Вкусовые качества (или возможность дачи
животным витаминов без принуждения) важными считают 80% покупателей, и только 1%
покупателей сочли удобным применение витаминов в виде растворов для инъекций.
Производитель витаминного препарата стоит на шестом месте по степени
влияния на выбор потребителей. Значительная часть покупателей (свыше
40%) желала бы приобрести витамины зарубежного производства, однако в
связи с трудным финансовым положением многие из них вынуждены
приобретать витаминные препараты отечественного производства по
приемлемой цене.
Тип упаковки как признак, характеризующий надежность хранения препарата
и удобство извлечения витаминов, имеет не последнее значение при выборе
названной группы средств. Связано это с тем, что обычно количество
витаминов в одной упаковке рассчитано на месячный курс приема, поэтому
для потребителя важно, чтобы в течение длительного времени упаковка
обеспечивала сохранность препарата.
Экономическое положение покупателя витаминов для животных в огромной мере сказывается на его товарном выборе, в связи с этим
значительно отличается от общей структуры
предпочтений оценка потребительских свойств
витаминного средства потребителей с высокими доходами. Для них ценовой фактор наряду
с известностью и количеством витаминов в
упаковке оказывает незначительное влияние
на выбор. Основное внимание этот сегмент
потребителей, представленный более 50% покупателей, обращает наряду с эффективностью
и безопасностью (в порядке убывания) на
такие критерии витаминных лекарственных
средств: комплексность, внешнее оформление,
вид лекарственной формы, тип упаковки, производитель.
В данной статье мы пытались отобразить структуру требований покупателей
витаминных препаратов для животных, которые оказывают влияние на
решение о покупке. Это дает возможность эффективно формировать
ассортимент в торговой точке, учитывая потребительский спрос. Данные
также свидетельствуют о необходимости предоставления
дополнительной информации потребителю о рациональном применении
витаминов со стороны ветеринарных врачей, консультантов и продавцов
зоомагазинов, заводчиков и производителей витаминов для животных. При
назначении или рекомендации ветеринарные врачи и консультанты в аптеках
и магазинах должны четко представлять, с какой целью требуются
поливитамины и какие лечебно-профилактические эффекты при этом
необходимо достичь.
|